Компрессор для холодильника: обзор частых поломок + пошаговый инструктаж по замене
Компрессор для холодильника: обзор частых поломок пошаговый инструктаж по замене
Холодильники отличаются от другой крупной бытовой техники своей долговечностью и при этом продолжают функционировать в повседневной жизни. Однако они также склонны к поломкам.
При частых скачках напряжения первым выходит из строя компрессор холодильника. Именно этот механизм считается важнейшим элементом системы, гоняющей по трубкам фреон, обеспечивающий охлаждение.
В этой статье мы рассмотрим существующие типы компрессоров и разберем причины типичных поломок. Также мы предоставим подробную инструкцию, как заменить его самостоятельно.
Существующие разновидности компрессоров
Поломка самого важного элемента в холодильнике чаще всего происходит в результате скачков напряжения. Если у вас регулярно возникают проблемы с блоком питания, рекомендуем присмотреться к стабилизаторам напряжения.
Сломанный компрессор сулит значительные расходы не только на покупку нового агрегата, но и на работу мастера по ремонту.
Однако можно пойти другим путем и произвести замену самостоятельно. Независимо от того, какой вариант будет выбран, в первую очередь необходимо выбрать правильный тип компрессора.
Коллекторный нагнетатель воздуха
Получая информацию из источников об инновационных моделях холодильников, вы можете столкнуться с чем-то вроде «обычного» компрессора. Однако не все знают значение.
Под этим термином понимается коллекторный механизм с вертикально установленным валом электродвигателя. Он установлен на пружинном механизме и закрывается герметичной коробкой, что обеспечивает высокую степень звукоизоляции системы.
В старых моделях использовалась горизонтальная компоновка, что делало устройство более шумным — вибрации отражались по всему корпусу.
В нем используется стандартный принцип работы и технология, разработанная много десятилетий назад – вентилятор работает до достижения заданной температуры в охлаждающем агрегате, а затем выключается.
Охлаждающие агрегаты могут быть оснащены одним или двумя коллекторными вентиляторами. Если их два, один поддерживает температуру в морозильном отделении, а другой поддерживает температуру в холодильном агрегате. Сегодня все реже можно встретить оборудование с двумя компрессорами
Обзорные модели в основном оснащены бюджетными вариантами холодильников, и это единственное их преимущество перед другими представителями вида.
Инверторный тип компрессора
Модернизированные агрегаты оснащены нагнетателем инверторного типа. Обычный компрессор достигает пика своих возможностей при выключении, а таких повторов в день много, а следовательно, он подвержен быстрому износу и сокращению срока службы.
При этом инверторные агрегаты работают даже при достаточном нагнетании воздуха в камеры, периодически снижая количество оборотов. Износостойкость составных элементов значительно ниже, а следовательно, и срок бесперебойной эксплуатации больше.
Основной особенностью современных инверторных воздуходувок для холодильных агрегатов является непрерывная работа, а просто циклическое снижение скорости
Лидирующую позицию в разработке инверторных агрегатов занимает компания Samsung, которая первой начала массово оснащать холодильники невключающими механизмами. Производители дают десятилетнюю гарантию на свою работу.
Подробнее об особенностях инверторных компрессорных холодильников, их плюсах и минусах можно узнать, пройдя по этой ссылке.
Линейный вид устройства
Инновационные разработки импортной техники задействовали новый тип нагнетателя – линейный. Принцип работы аналогичен предыдущим версиям устройств, но этот тип намного тише и экономичнее.
В отличие от обычных механизмов, они не имеют коленчатого вала. За счет воздействия электромагнитных сил обеспечиваются возвратно-поступательные движения ротора.
Новые современные модели холодильных установок представлены в комплектации с компрессорами инверторного типа. Они работают плавно и равномерно, без перепадов амплитуд, что является основной причиной износа механизма
Линейные воздуходувки технически аналогичны двум предыдущим аналогам, но имеют ряд существенных преимуществ:
- меньший вес;
- высокая степень надежности при эксплуатации;
- отсутствие трения в плоскости сжатия;
- применение при низких температурах.
Главным идеологом, начавшим активно внедрять линейные нагнетатели, является компания LG. Чаще всего их используют в холодильниках с системой No Frost, которые имеют индивидуальные регуляторы температуры в разных агрегатах.
Ротационный нагнетатель с пластинами
Вращающиеся (вращающиеся) горизонтально или вертикально расположенные воздуходувки оснащены одним или двумя роторами и аналогичны двухшнековой соковыжималке, но спирали винтового типа отличаются.
В зависимости от принципа работы их разделяют на два основных класса: с вращающимся валом.
Между поршнем и корпусом компрессора образуется зазор с подвижными пластинами. Из-за эксцентриситета ротора значение меняется по мере его вращения, таким образом блокируя переход хладагента из одной зоны в другую
В первом случае устройство представляет собой вал двигателя, на котором установлен цилиндрический поршень, расположенный эксцентрично относительно центра, то есть смещенно.
Циклы вращения выполняются внутри корпуса цилиндра. Зазор между корпусом и ротором меняет размер в процессе вращения.
У минимального отверстия находится выходная труба, а у максимального – всасывающая труба. Пластина, в свою очередь, прикреплена к вращающемуся поршню посредством пружины, перекрывающей пространство между двумя соплами.
Во втором варианте принцип работы тот же, с одним отличием – пластины неподвижны и размещены на роторе. Во время работы поршень вращается относительно цилиндра, а пластины вращаются вместе с ним.
Общий алгоритм работы холодильника
Работа всех холодильников основана на влиянии фреона, который выступает в качестве хладагента. Двигаясь по замкнутому контуру, вещество меняет свои температурные параметры.
Под давлением хладагент доводится до кипения, которое составляет от -30°С до -150°С. Испаряясь, он захватывает горячую атмосферу, лежащую на стенках испарителя. В результате температура в охлаждающем агрегате падает до заданного уровня.
Компрессор является основным компонентом любого холодильника. Правильный уровень температуры внутри блоков зависит от правильной эксплуатации
Помимо основного насосного агрегата, создающего давление в холодильнике, имеются вспомогательные элементы, выполняющие указанные функции:
- испаритель, собирающий тепло внутри охлаждающего агрегата;
- конденсатор, вытесняющий теплоноситель наружу;
- дроссельное устройство, регулирующее поток хладагента через капиллярную трубку и термостатический клапан.
Все эти процессы динамичны. Также стоит рассмотреть алгоритм работы двигателя и принцип работы при неисправности.
Компрессор отвечает за системное регулирование разницы уровней давления. В него всасывается испаренный хладагент, который сжимается и выталкивается обратно в теплообменник.
При этом температура фреона повышается, благодаря чему он переходит в жидкое состояние. Компрессор работает с помощью электродвигателя, расположенного в герметичном корпусе.
Двухмоторные холодильники доступны в двухкамерном исполнении или в форм-факторе Side-by-Side. При этом каждый агрегат оснащен индивидуальным компрессором, благодаря чему у пользователя есть возможность регулировать температурный режим в каждом из них отдельно
Дополнительно стоит отметить, что большинство охлаждающих устройств имеют разные показания температуры внутри основного блока. Так производители упрощают систему организации хранения для разных категорий товаров.
В зависимости от зоны климат можно регулировать от сухого до влажного, а температура в основном отделении от 0 до 5-6°С, морозильном отделении — до -30°С.
Более подробно устройство и принцип работы холодильника мы рассмотрели в этой публикации.
Разобравшись с устройством, приступаем к анализу основных факторов выхода из строя компрессора, после чего необходимо будет его разобрать.
Основные причины поломки нагнетателя
Все проблемы в компрессорном агрегате условно делятся на две основные группы: с работающим и неработающим двигателем. Первый вариант выглядит так: при включении слышен звук компрессора, и на холодильнике загорается лампочка. Соответственно, в другом варианте устройство вообще не включается.
Причина #1 — утечка хладагента или дефект терморегулятора
Здесь основной причиной может быть утечка фреона.
Самостоятельную проверку можно провести таким способом: прикоснуться к конденсатору – температура будет соответствовать комнатной.
Проверка уровня нагрева конденсатора может выявить одну из причин неисправности холодильника – утечку хладагента. В этом случае устройство будет работать, но температура в камерах поддерживаться не будет
Другая возможная причина – неисправный термостат. В этом случае сигнал о неправильном температурном режиме просто не будет получен.
Причина #2 — проблемы с обмоткой
Если агрегат не включается, возможной причиной может быть обрыв обмоток компрессора.
Такая ситуация может возникнуть как на рабочем, так и на стартовом этапе, либо на обоих одновременно. При подключении холодильника вентилятор не работает и температура агрегата равна комнатной.
Причина #3 — межвитковое замыкание
Устройство запускается, но не более чем на минуту. И тело слишком сильно нагревается.
При этом витки обмоток замыкаются, их сопротивление уменьшается, и через блок реле протекает повышенный ток. Реле отключает нагнетатель и будет слышен щелчок. После того как стартер остынет, он снова включает компрессор и так по кругу.
Причина #4 — заклинивание двигателя
При его включении слышна работа электродвигателя, но вращения нет, компрессор не осуществляет сжатие, сопротивление обмотки максимальное.
Причина #5 — поломка клапанов
Потеря охлаждающей способности связана с неисправными клапанами.
В результате такой поломки устройство работает не выключаясь и не создает необходимого уровня сжатия; следовательно, агрегаты холодильной установки не достигают необходимой температуры.
Часто в этом случае во время работы слышен нехарактерный звон металлических деталей. Определить это можно, определив степень подачи воздуха.
Наличие деформации клапана можно подтвердить, зафиксировав степень подачи воздуха в компрессор. Для этого понадобится специальное устройство с манометром
Чтобы быть уверенным в «диагнозе», отрежьте труборезом заливную трубку. Аналогичные действия проделываем с фильтром конденсатора.
Теперь подключаем на их место манометрический коллектор, включаем нагнетатель и проверяем уровень образовавшегося сжатия воздуха – норма 30 атм.
Причина #6 — термодатчик или пусковое реле
Также необходимо проверить на наличие дефектов такие элементы, как датчик контроля температуры и реле стартера.
В случае возникновения такой ошибки компрессор либо не включается, либо включается на 1-2 минуты. При проверке сопротивления обмоток будут записываться номинальные значения.
Поэтапный процесс самостоятельной замены
Если причины неисправностей не установлены, ремонту подлежит сам нагнетатель. Для начала необходимо снять его с охлаждающего агрегата и проверить его работоспособность.
Этап #1 — проводим демонтаж нагнетателя
Компрессор расположен сзади холодильника в его нижней части.
В процессе разборки будут использоваться следующие инструменты:
- плоскогубцы;
- ключи;
- положительные и отрицательные отвертки.
Нагнетатель размещен между двумя трубами, соединенными с системой охлаждения. Приходится их откусывать плоскогубцами.
Ни в коем случае нельзя отпиливать ножовкой трубы, по которым циркулирует хладагент, поскольку при этом обязательно образуется мелкая стружка, которая при попадании в конденсатор будет перемещаться по системе, что приведет к быстрому выходу элементов из строя
Холодильник запускается на 5 минут, в течение которых фреон превращается в конденсат. После этого к линии наполнения подсоединяется кран со шлангом, подсоединенным к цилиндру. В течение 30 секунд при открытом клапане весь хладагент выйдет.
Затем снимите блок реле. Визуально его можно сравнить с обычным черным ящиком, из которого выходят провода.
Первым делом размечаются верх и низ лаунчера — это пригодится в процессе переустановки. Открутив крепления и сняв его с траверсы, перерезаем и провода, идущие к вилке.
Откручиваем все крепления вместе с блоком дисплея. Очищаем все патрубки перед пайкой нового устройства.
Этап #2 — измеряем сопротивление омметром
Для проверки работоспособности компонента мы проведем внешний осмотр, а также тестирование и тестирование отдельных его компонентов. Первым делом проверяем состояние двигателя. Это можно сделать с помощью мультиметра или омметра.
Как уже говорилось ранее, в первую очередь проверяется кабель питания. Если работает, проверим сам нагнетатель. Для этого используем тестер.
Правильность работы компрессора можно проверить и самодельным методом с помощью зарядки: минусовые щупы надеваем на корпус лампочки на 6 В. Подключаем плюсы к верхней ножке силовой обмотки и касаемся каждого из них нижней частью лампочки. Если они работают правильно, все они должны зажечь лампу
Первым делом снимаем защитный блок и извлекаем его содержимое, отсоединяем от пускового реле. Затем измеряем провода попарно с помощью щупов мультиметра.
Сравниваем полученные результаты с таблицей, где указаны оптимальные показатели для данной конкретной модели компрессора.
Данные для рабочего устройства в стандартном исполнении будут следующими: между верхним и левым боковыми контактами — 20 Ом, верхним и правым боковыми контактами — 15 Ом, левым и правым боковыми контактами — 30 Ом. Любые отклонения указывают на поломку.
Проверяется сопротивление между проходными контактами и корпусом. Индикация паузы (символ бесконечности) свидетельствует об исправности устройства. Если тестер выдает какие-либо показатели, чаще всего они нулевые, то он неисправен.
Этап #3 — проверяем силу тока
После проверки сопротивления нужно измерить ток. Для этого подключите реле стартера и включите электродвигатель. Пассатижами тестера зажимаем один из сетевых разъемов, идущих к устройству.
При работе с компрессором его в первую очередь осматривают на предмет разрушения корпуса, так как существует вероятность поражения электрическим током, если обмотка подаст напряжение на корпус
Ток должен быть идентичен мощности двигателя. Например, двигателю мощностью 120 Вт соответствует ток 1,1-1,2 А.
Этап #4 — готовим инструменты и оборудование
Для замены неисправного компрессора холодильника необходимо подготовить следующий набор инструментов и материалов:
- портативная регенерационно-заправочно-вакуумная станция;
- сварочный аппарат или горелка с газовым баллоном МАПП;
- компактный труборез;
- клещи;
- муфта Hansen для герметичного соединения компрессора с наполнительной трубой;
- медная труба 6 мм;
- фильтр-поглотитель для установки на входе в капилляр;
- сплавы меди с фосфором (4-9%);
- пайка буры флюсом;
- баллон с фреоном.
Также следует обратить внимание на меры безопасности при работе с ремонтным оборудованием. Прежде всего, необходимо организовать изолирующую площадку и отключить охлаждающий агрегат от электропитания.
После демонтажа старого компрессора необходимо подготовить и очистить все медные трубки для последующей пайки с новым агрегатом
После каждой заправки фреоном перед пайкой помещение проветривают в течение пятнадцати минут. Не допускается включение обогревателей в помещении, где проводится ремонт.
Этап #5 — монтируем новый компрессор
Прежде всего, прикрепите новый вентилятор к поперечине охлаждающего устройства. Снимите все заглушки с патрубков, идущих от компрессора, и проверьте атмосферное давление в агрегате.
Снимайте давление не ранее, чем за 5 минут до начала процесса пайки. Далее подключаем патрубки компрессора к линиям нагнетания, всасывания и наполнения; их длина 60 мм, диаметр 6 мм.
При пайке не направляйте огонь горелки в сопла, так как на подвеске и глушителе нагнетателя имеются пластиковые элементы
Процесс пайки труб осуществляется согласно порядку: заправка, удаление излишков хладагента и слив.
Теперь снимаем заглушки с фильтра-осушителя и устанавливаем последний на теплообменник, вставляем в него газовую трубку. Загерметизируем швы двух элементов контура. На этом этапе на заливной шланг надеваем муфту Хансена.
Этап #6 — запускаем хладагент в систему
Чтобы заполнить систему охлаждения фреоном, подключите вакуум к заливной магистрали с помощью муфты. Для первого запуска примите давление 65 Па. Путем установки защитного реле на компрессор контакты соединяются.
Процесс вакуумирования – это создание в холодильной установке субатмосферного уровня сжатия. Снижая таким образом давление, вся влага удаляется
Подключите холодильник к электросети и заправьте его хладагентом до 40% от нормы. Это значение указано в таблице на задней стороне устройства.
Агрегат включается на 5 минут и проверяются узлы соединений на герметичность. Затем его необходимо снова отключить от источника питания.
Охлаждающая жидкость заливается в жидком состоянии. Необходимое количество указано производителем в параметрах холодильного агрегата, расположенных на задней стенке
Выполните вакуумирование еще раз до остаточного давления 10 Па. Продолжительность процедуры – не менее 20 минут.
Включите агрегат и полностью заполните контур фреоном. На последнем этапе консервируем трубку методом зажима. Снимите разъем и припаяйте трубку.
Если вы никогда не занимались подобной работой, рекомендуем подробнее изучить процесс заправки холодильника фреоном самостоятельно.
Полезные рекомендации по пайке швов
Пайка двух труб из меди осуществляется с помощью сплава меди и фосфора (4-9%). Состыкованные элементы помещаются между горелкой и экраном, нагревая его до вишневого цвета.
Горячий припой погружают во флюс и расплавляют, прижимая стержень к нагретой поверхности соединения.
Контрольный осмотр паяных соединений проводят со всех сторон с помощью зеркала. Они должны быть целыми, без дырок
Для пайки труб из стали или ее сплава с медью применяют припой, содержащий серебро. Паяльный элемент нагревается до красного цвета.
После затвердевания шва протрите его влажной тряпкой, чтобы удалить остатки флюса.
Выводы и полезное видео по теме
Инструменты и материалы, необходимые для замены компрессора, а также все этапы работ наглядно представлены в видео на примере холодильника Атлант:
Основные правила вакуумирования и заправки системы охлаждения:
Заявленный производителем срок службы компрессора составляет 10 лет. Однако срывы также неизбежны.
Если нагнетатель не работает, заменить вышедший из строя компрессор можно самостоятельно, ознакомившись со всеми правилами безопасности и этапами предстоящих работ. Также необходимо запастись необходимым оборудованием для этих целей.
Вы профессиональный ремонтник холодильников и хотите пополнить список причин выхода из строя компрессора? Или поделитесь полезными советами по ремонту с новичками? Напишите свои комментарии и рекомендации ниже под этой статьей.
Если у вас остались вопросы по самостоятельному устранению неполадок, задайте их нашим специалистам в комментариях к этой публикации.